Посадка — это наиболее ответственный этап полета любого воздушного судна. На аэродромах, в идеальном случае, для обеспечения посадки применяют различные радиотехнические и светотехнические наземные средства. Первые позволяют привести воздушное судно в район аэродрома и зайти на посадку. Вторые позволяют экипажу воздушного судна установить визуальный контакт с землей и оценить положение воздушного судна относительно взлетно-посадочной полосы. Не смотря на то, что современные радиотехнические средства позволяют посадить воздушное судно в автоматическом режиме при отсутствии визуальных ориентиров, применение наземных светотехнических средств позволяет экипажу увереннее контролировать процесс посадки.

Светосигнальные системы

Светотехническое оборудование, как правило, делят на следующие светосигнальные системы:

  • светосигнальная система посадки с огнями малой интенсивности (ОМИ), устанавливаемая на взлетно-посадочную полосу, предназначенную для захода на посадку визуально или по приборам;
  • светосигнальная система посадки I категории с огнями высокой интенсивности (ОВИ-1), предназначенная для установки на взлетно-посадочную полосу, оборудованную для точного захода на посадку по I категории (дальность видимости огней 800 м, вертикальная видимость 60 м);
  • светосигнальная система посадки II категории с огнями высокой интенсивности (ОВИ-2), предназначенная для установки на взлетно-посадочную полосу, оборудованную для точного захода на посадку по II категории (дальность видимости огней 400 м, вертикальная видимость 30 м);
  • светосигнальная система посадки III категории с огнями высокой интенсивности (ОВИ-3), предназначенная для установки на взлетно-посадочную полосу, оборудованную для точного захода на посадку по III категории (дальность видимости огней от 200 м, 50 м и 0 м, вертикальная видимость 0 м).

Дальность видимости огней – это расстояние, с которого экипаж уверенно наблюдает огни взлетно-посадочной полосы и огни подходов к ней.

На аэродромах разных классов устанавливаются различные системы светотехнического оборудования. Вопросы проектирования и  эксплуатации светотехнических (светосигнальных) систем решаются в комплексе с радиотехническими средствами посадки в  соответствии с нормами технологического проектирования объекта управления воздушного движения.

Светосигнальные огни

В рамках светотехнических систем выделяют следующие группы светосигнальных огней.

Огни приближения постоянного излучения. Они используются  во всех системах и служат для указания пилоту направления на ось взлетно-посадочной полосы и обозначения  участков между ближним приводным радиомаяком и началом взлетно-посадочной полосы в ночных условиях. Огни приближения постоянного излучения –  белого цвета.

Огни приближения с импульсными источниками света. Эта группа огней рекомендуется к установке во всех  системах ОВИ и предназначена для указания пилоту направления на ось взлетно-посадочной полосы и опознавания аэродрома в условиях плохой видимости. Огни приближения с импульсными источниками света также имеют белый цвет излучения.

Огни световых горизонтов служат для создания искусственного горизонта с целью информирования пилота о крене воздушного судна и для обозначения  в ночных условиях расстояния между ежду ближним приводным радиомаяком и началом взлетно-посадочной полосы. Эта группа огней излучает белый цвет.

Глиссадные огни необходимы для визуального указания глиссады планирования в темное время суток и светлое время суток при наличии условий плохой видимости. В системе ОВИ-2 глиссадные огни устанавливаются в виде двух параллельных линий по обе стороны  взлетно-посадочной полосы и по 3 огня в линии. Их необходимо расположить таким образом, чтобы пилот, при заходе на посадку, видел при нахождении самолета:

  • ниже нормальной глиссады планирования, все глиссадные огни красные;
  • на нормальной глиссаде ближние глиссадные огни белые, а дальние красные.
  • выше нормальной глиссады планирования все огни белые.

Осевые и центральные огни взлетно-посадочной полосы устанавливаются в системах ОВИ-2 и ОВИ-3 для указания направления на ось взлетно-посадочной полосы при посадке самолета. Огни излучают белый цвет.

Боковые огни концевой полосы безопасности в системах ОВИ-2 и ОВИ-3 служат для обозначения концевой полосы безопасности. Они красного цвета.

Входные огни предназначены для указания начала взлетно-посадочной полосы, цвет излучения зеленый.

Ограничительные огни указывают конец взлетно-посадочной полосы  и излучают красный цвет.

Посадочные огни служат для обозначения продольных границ и ширины взлетно-посадочной полосы и устанавливаются вдоль ее боковых границ. В зависимости от места установки они могут быть белого или желтый цвета. Желтый цвет на участке обычно излучают огни за 600 метров до конца взлетно-посадочной полосы.

Осевые огни взлетно-посадочной полосы углубленного типа устанавливаются в системах ОВИ-2 и ОВИ-3 и предназначены для указания продольной оси взлетно-посадочной полосы при взлете и посадке самолета.

Огни зоны приземления (углубленного типа) обозначают зону приземления на взлетно-посадочную полосу и её боковые границы. Они позволяют пилоту избежать восприятия светового “провала” взлетно-посадочной полосы при посадке в сложных метеорологических условиях и позволяют отказаться от применения посадочных прожекторов. Огни зоны приземления (углубленного типа) излучают белый свет.

Огни быстрого ухода со взлетно-посадочной полосы (углубленного типа) предназначены для обеспечения скоростного выруливания самолета со  взлетно-посадочной полосы. Цвет огней быстрого ухода со взлетно-посадочной полосы (углубленного типа) – зеленый.

Рулежные огни боковые и осевые применяются для указания  границ и ширины или осевой линии рулевых дорожек. Боковые рулежные огни — синего цвета, осевые — зеленого.

Аэродромные световые указатели предназначены для управления движением по рулевым дорожкам, разрешения или запрета движения самолета и специального  автомобильного транспорта и указания направления движения при разветвлении рулевых дорожек.

Учитывая большое количество различных типов огней, применяемых на аэродромах и вертодромах, часть из которых перечислена выше, а также функций, выполняемых ими, можно утверждать, что решение задачи по созданию светотехнических комплексов для аэродромов и вертодромов позволяет создать светотехнический комплекс, имеющий широкие перспективы применения. Поэтому наша компания приступила к разработке нового аэродромного светотехнического комплекса «Firefly».

Особенности разрабатываемого комплекса

Первое — это применение современных светотехнических технологий. В качестве источников света применяются светодиоды, вместо ламп накаливания. Они выбраны по нескольким причинам. Первая — это то, что световой поток современных сверхярких светодиодов достигает 60-120 Люмен на Ватт, что в 5-10 раз больше, чем у ламп накаливания (включая галогенные). Типовой световой поток лампы накаливания – 10-24 Люмен на Ватт (включая галогенные). Т.е. светодиоды энергоэффективнее ламп в 5-10 раз.

Срок жизни светодиода больше срока жизни лампы накаливания в 50 и более раз. Светодиоды служат более 50’000 часов, а лампы накаливания всего 1000 часов.

Светодиод можно установить сразу необходимого цвета, что позволяет отказаться от светофильтра, пропускающего только заданный цвет и поглощающий остальной видимый спектр. При использовании цветных светодиодов совместно с светофильтрами (при необходимости), потеря яркости на фильтре будет существенно ниже, чем при применении  ламп накаливания белого цвета.

Благодаря высокой энергоэффективности решений на базе светодиодов возможно значительно уменьшить сечение силовых кабелей для подачи питания, а также проще организовать резервное питание. Кроме того, за счет применения светодиодных технологий разрабатываемый комплекс имеет два исполнения: стационарный и мобильный. Во втором случае, каждый из огней имеет свой аккумулятор, что позволяет использовать их на временных необорудованных взлетно-посадочных полосах и вертодромах.

Благодаря тому, что светодиоды требуют низких питающих напряжений, разрабатываемый комплекс требует для питание напряжение, не превышающее 48 В. Т.е. для запитки элементов разрабатываемого комплекса может быть использован любой промышленный источник питания.

И последний фактор. Последний по порядку, но не по значению. В настоящее время светодиоды имеют достаточно низкую стоимость, что позволяет сделать разрабатываемый комплекс недорогим.

Второе — разрабатываемый комплекс один из немногих комплексов, применяемых на территории России, обеспечивающих управление светосигнальным оборудованием с борта воздушного судна. Это позволяет осуществить посадку в плохих условиях  видимости при отсутствии диспетчера или руководителя полета. Разрабатываемый комплекс обеспечивает удаленное управление светосигнальным оборудованием в соответствии со спецификацией L-854.  Кроме того, разрабатываемый комплекс включает в свой состав датчики яркости, что предоставляет возможность его использования в автоматическом режиме.

Последнее — разрабатываемый комплекс имеет два исполнения: стационарное и мобильное. В последнем случае, каждый из огней имеет собственное автономное питание, и, что самое важное, может управляться с управляющего сервера через беспроводную технологию Wi-Fi. Использование беспроводного интерфейса позволяет быстро и без особых усилий обустроить временную взлетно-посадочную полосу либо использовать мобильный вариант исполнения как запасной на случай отказа основного.

Подробные технические характеристики разрабатываемого светотехнического комплекса «Firefly» появятся на нашем сайте позднее.

Ссылки:

http://opd.uvauga.ru/materials/Milashkina_ESTOA.pdf

https://www.atmaeng.ru/new/rassmatrivaem-oborudovanie-zapornoj-armatury-nemetskogo-brenda-gok/

https://helpiks.org/3-27014.html

https://studfiles.net/preview/3590034/