Одно из главных условий для выполнения полета воздушного судна любого класса, в том числе относящегося к малой авиации, — это обеспечение безопасности при его пилотировании как в воздухе, так и на земле.

Безопасность полета может быть обеспечена с помощью проведения различных организационных мероприятий и использования различных технических средств, в том числе средств управления воздушными суднами на земле.  К средствам управления воздушными суднами на земле относятся средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационная электросвязь.

Средства  радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи

Средства  радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи включают в себя следующие виды оборудования.

Обзорный радиолокатор трассовый (ОРЛ-Т) обеспечивает реализацию функции обнаружения и определения координат (азимут-дальность) воздушных судов во внеаэродромной зоне (на трассах и вне трасс) с последующей выдачей информации о воздушной обстановке в центры управления воздушным движением для целей контроля и обеспечения управления воздушным движением.

Обзорный радиолокатор аэродромный (ОРЛ-А) предназначен для обнаружения и измерения координат (азимут-дальность) воздушных судов в аэродромной зоне с последующей выдачей информации о воздушной обстановке в центры управления воздушным движением для целей контроля и обеспечения управления воздушным движением.

Вторичный радиолокатор (ВРЛ) предназначен для обнаружения и определения  координат (азимут-дальность), запроса и приема дополнительной информации от воздушных судов, оборудованных самолетными ответчиками, с последующей выдачей информации в центры управления воздушным движением для целей обеспечения управления воздушным движением.

Посадочный радиолокатор (ПРЛ) предназначен для обнаружения и измерения координат (дальность-угол места в плоскости глиссады, дальность-азимут в плоскости курса) воздушных судов на предпосадочной прямой для целей контроля и обеспечения управления воздушными судами, заходящими на посадку.

Радиолокатор обзора летного поля (РЛС ОЛП) предназначен для наблюдения за воздушными судами, автотранспортом, техническими средствами и другими объектами, находящимися на взлетно-посадочной полосе (ВПП) и рулежной дорожке (РД), а также в целях контроля и управления движением воздушных судов на ВПП и РД во время старта, руления и посадки.

Автоматический радиопеленгатор (АРП) предназначен для измерения пеленга на воздушное судно относительно места установки антенны радиопеленгатора.

Наземный всенаправленный азимутальный ОВЧ-радиомаяк (РМА) предназначен для измерения азимута воздушного судна относительно места установки маяка при полетах ВС по трассам и в зонах аэродромов.

Наземный всенаправленный дальномерный УВЧ радиомаяк (РМД) предназначен для измерения дальности воздушного судна относительно места установки маяка при полетах ВС по трассам и в зонах аэродромов.

Отдельная приводная радиостанция (ОПРС) предназначена для обозначения координатного пункта на трассе (маршруте) полета, используемого в целях привода воздушного судна в радионавигационную точку или для построения маневра захода на посадку.

Радиомаячные системы посадки (РМС), которые включают в свой состав:

  • Курсовой радиомаяк (КРМ), который предназначен для излучения сигналов, содержащих информацию, необходимую для ориентировки ВС по курсу при выполнении захода на посадку.
  • Глиссадный радиомаяк (ГРМ) предназначен для излучения сигналов, содержащих информацию, необходимую для ориентировки ВС по глиссаде при выполнении захода на посадку.
  • Ближний маркерный радиомаяк (БМР) и дальний маркерный радиомаяк (ДМР) предназначены для обеспечения экипажа ВС информацией о месте нахождения ВС относительно ВПП и контроля высоты полета.

Приемный радиоцентр (ПРМЦ) предназначен для организации авиационной подвижной воздушной электросвязи ОВЧ и ВЧ диапазонов (обеспечение приема информации в аналоговом и цифровом видах диспетчерскими наземными службами от экипажей воздушных судов), а также для организации авиационной фиксированной электросвязи.

Автономный ретранслятор авиационной подвижной воздушной связи (АРТР) предназначен для организации сплошного радио перекрытия ВП зон ответственности районных центров ОВД различного уровня автоматизации многочастотным полем авиационной подвижной воздушной связи и обеспечения обмена информацией в аналоговом и цифровом вилах между диспетчерскими наземными службами УВД и экипажами воздушных судов.

Средства авиационной подвижной воздушной связи ОВЧ-диапазона предназначены для использования в качестве основных средств связи аэродромных и районных диспетчерских пунктов, а также как резервные и аварийные (с электропитанием от аккумуляторов) средства связи при отказе основных передающих и приемных устройств объектов ПРЦ и ПРМЦ.

Средства радиосвязи и ретрансляторы ВЧ-диапазона предназначены для организации радиоперекрытия воздушного пространства в зоне ответственности районных центров  управления воздушным движением радиополем авиационной подвижной связи ВЧ-диапазона с целью обеспечения обмена информацией в аналоговом и цифровом видах между диспетчерскими пунктами управления воздушным движением и экипажами воздушных судов на участках маршрутов и трасс полетов.

Оборудование центров коммутации сообщений (ЦКС) предназначено для приема, анализа, маршрутизации, передачи, архивации сообщений, контроля состояния каналов связи и очередей на передачу, поддержания технологического единства сети телеграфной связи гражданской авиации.

Выносное оборудование отображения радиолокационной и радионавигационной информации, предназначенное для организации дополнительных пунктов управления воздушным движением.

Аппаратура документирования информации, предназначенная для записи, хранения и воспроизведения определенных видов информации.

Комплекс средств речевой связи и средства внутриаэропортовой связи.

Объекты радиотехнического обеспечения полетов и авиационной радиосвязи

Для перечисленных выше типов оборудования Авиационные Правила  вводят понятия объекта радиотехнического обеспечения полетов и авиационной радиосвязи. Под объектом радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи понимается совокупность средств РТОП и связи, вспомогательного и технологического оборудования (средства автономного электропитания, линии связи, управления и т.д.), размещенных на местности в стационарном или мобильном вариантах, обслуживаемых инженерно-техническим персоналом и предназначенных для обеспечения определенной функции в единой системе организации воздушного движения, а также производственной деятельности предприятия.  Выделяют следующие виды объектов: объекты радиолокации, объекты радионавигации, объекты авиационной электросвязи

Объекты радиолокации включают в себя:

  • обзорный радиолокатор трассовый (ОРЛ-Т);
  • обзорный радиолокатор аэродромный (ОРЛ-А);
  • вторичный радиолокатор (ВРЛ);
  • посадочный радиолокатор (ПРЛ);
  • радиолокационная станция обзора летного поля (РЛС ОЛП).

Объекты радионавигации включает в себя:

  • автоматический радиопеленгатор (АРП);
  • наземный всенаправленный ОВЧ-радиомаяк азимутальный (РМА);
  • наземный всенаправленный УВЧ радиомаяк дальномерный (РМД);
  • отдельная приводная радиостанция (ОПРС);
  • курсовой радиомаяк (КРМ);
  • глиссадный радиомаяк (ГРМ);
  • ближний приводной радиомаяк (БПРМ);
  • дальний приводной радиомаяк (ДЛРМ);
  • радиотехническая система ближней навигации (РСБН).

Объекты авиационной электросвязи включают в себя:

  • передающий радиоцентр (ПРЦ);
  • приемный радиоцентр (ПРМЦ);
  • автономный ретранслятор авиационной подвижной воздушной связи (АРТР);
  • центр коммутации сообщений (ЦКС).

Выше перечислено основное оборудование (объекты  радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи) характерное для аэродромов (аэропортов) любых видов гражданской авиации. Понятно, что в зависимости от выполняемых функции аэродромы именно для малой авиации могут не оснащаться каким-либо видом оборудования. Однако, для повышения безопасности желательно иметь большую часть перечисленного оборудования. Поэтому перед предприятиями- разработчиками соответствующего оборудования стоят задачи по разработке относительно недорогих, компактных решений

Ссылки:

http://dspk.cs.gkovd.ru/library/data/Doc_9365__r_vo_po_vsepodnym_poletam_ru[1].pdf

http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2014/Bazhov_7.pdf

http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=0&nd=102154170&intelsearch=&firstDoc=1

http://www.gosthelp.ru/text/Federalnyeaviacionnyeprav.html